Арестованный по подозрению в получении крупной взятки министр экономического развития Алексей Улюкаев, помимо прочих своих занятий в жизни, еще и пишет стихи. Есть у него и вот такие строчки:
Это когда? Когда не родились родители?
И чуть пораньше, чем вред приносили вредители?
Домны кипели. Печать на декрете синела.
Доброе дело. Хорошее дело.
Здесь явна отсылка к тридцатым годам – времени «печатей на декретах», «вредителей» и «кипящих домн». Но всё чаще кажется мне, что история сделала круг — и мы вернулись в то время. Да и не только мы, Россия, но и весь мир. Мир снова окунулся в бурную, жестокую и эпичную эру Модерна.
Вспомним, какие были умонастроения 20 лет назад. Программным документом 90-х была книга американского политолога Френсиса Фукуямы «Конец истории». И в самом деле, казалось, что время Больших Проектов, время «Мифов двадцатого века» с их мировыми войнами, репрессиями, великими стройками и массовыми жертвами, мессианскими идеологиями и харизматичными автократами – осталось навсегда в прошлом. Вот есть победившая демократия североамериканского образца, и точка, «и на этой оптимистической спортивной ноте…» отменили историю как процесс движения цивилизации. Ну ведь всё – воссияло «тысячелетнее царство демократии, свободы и прав человека», «империя зла» — СССР – сокрушен, новый мировой порядок ведет человечество к масонскому «веку Астреи», чего же боле?
Покойный рок-бард Александр Непомнящий выразил это так:
История закончилась по всей экумене,
Наступила череда дней и лет
Искали выхода из лужи наши щуплые тени,
Кто был умней – знал, что выхода нет
Непомнящий умер в 2007 году и не увидел, как история вдруг снова превратилась из «череды дней и лет» в столкновения тектонических плит разных идей, народов, геополитических союзов, заговоров тайных организаций, «цветных революций» и причудливых квазигосударственных образований.
На рубеже тысячелетий человечеству (в лице его западного авангарда) оптимистически казалось, что наконец-то наступил длительный период спокойной жизни и мирного труда, а заодно – всяческих удовольствий, связанных с бурным развитием технологий.
И вдруг оказалось, что технологии после короткого рывка выдохлись и выродились в «тараканьи бега» за уменьшение толщины смартфонов, мирный труд распластался под молотом перманентного экономического кризиса, а уж спокойная жизнь…