serg_zagatin (serg_zagatin) wrote,
serg_zagatin
serg_zagatin

«Поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена. Да упокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где всё должно было быть иначе… R.I.P.»
Сергей Минаев, «Духless»

«Духless» (Повесть о ненастоящем человеке) - роман, с позволения сказать, Сергея Минаева, – сразу после своего выхода из печати весной этого года состоялся не только как коммерческий проект. Пиар-составляющая этого проекта оказалась не менее успешной – Сергей Минаев, он же «Амиго», широко известный в узких кругах сетевой литератор, отец-основатель литературного сайта litprom.ru («Литпром – хроническая Духовность»), приобрёл-таки известность и узнаваемость, сравнимую, например, с известностью такого раскрученного деятеля «новой русской литературы», как Оксана Робски.

Налицо событие. Факт события подтверждается презентациями, интервью, восторженными почитательницами, глянцевыми журналами, восторженными публикациями в прессе и на сайтах – то есть всёй той пустотой, которую так ненавидит главный герой «Духless». В основе события – довольно толстая книженция с обложкой стилизованной под глянцевый журнал. Как пиар-проект, книга подана и оформлена здорово. Стиль, которым написан сей опус, тоже отвечает веяньям момента – этакий russian Ирвин Уэлш, с вкраплениями старой доброй ерофеевщины и экзальтированными самобичеваниями в духе великого французского писателя современности Edouard Limonove.
Как выяснилось, такой незамысловатый коктейль – это и есть наиболее востребованная литература нашего времени – на данный момент «Духless» разошёлся несколькими тиражами в количестве более двухсот тысяч экземпляров и возглавляет рейтинги продаж крупнейших книжных магазинов Москвы. Превзойти Минаева могут даже Борис Акунин с романом «Ф.М.» и Дэн Браун со своим мировым бестселлером «Код Да Винчи».
Пересказывать сюжет бестселлера не имеет смысла – ввиду отсутствия его как такового. Отчасти это происходит по той причине, что автор так и не решил внятно ни единой проблемы, которыми щедро одарил героя. У автора нет ответа на поставленные им же самим вопросы – и поэтому концовка книги нелогична и смазана.
Однако Сергею Минаеву удалось сделать несколько больше, нежели совершить изощрённое литературное сеппуку корпоративного самурая. «Духless» (Повесть о ненастоящем человеке) – книга практически документальная, что увеличивает её ценность в разы. Это документ эпохи – яркое и наглядное обвинение дикому либерализму, превратившему миллионы талантливых, образованных и работоспособных молодых людей в стада гламурных манекенов, жизнь которых, в отличие от «лоховатого быдла», настолько «удалась», что невыносимая легкость бытия ежеминутно раздирает их иссушенный кокаином мозг на мелкие фрагменты. Именно к такой, мозаичной, форме шизофрении близок главный герой Минаева. Преуспевающий менеджер – коммерческий директор российского отделения крупной зарубежной фирмы, человек небесталанный и явно затронутый высшим образованием, герой Минаева, несмотря на сохранившуюся критичность мышления и довольно здравые рассуждения о многих пороках современного российского мироустройства, на самом-то деле является глубоко маргинальной, антисоциальной и антиобщественной личностью, алкоголиком и наркоманом с расшатанной психикой и неустойчивой нервной системой. Минаев не жалеет никого в своих разоблачениях так называемого среднего класса – надо отдать ему должное, хотя книга, видимо, не совсем об этом.
Большинство из тех, кто писал о «Духless» что-либо вдумчивое, пытаются провести параллели с «Героем нашего времени» - дескать, вот истинный манифест очередного «потерянного поколения». Позволю возразить на это следующим замечанием – дело в том, что в данный момент времени существует как бы две России, одна – «Россияния» «новых русских», «эффективных менеджеров», «золотой молодёжи» и прочего негодного, и, зачастую – вредного, людского материала. Эта «Россияния» и вызывающе публична, и подозрительно скрытна одновременно, – благодаря разновозможностным ТВ и СМИ. (Кстати - спасибо Минаеву, что он написал такое откровенное обвинительное заключение на «прослойку», к которой принадлежит и его герой, и он сам. Умный человек – знает, где соломки подстелить.)
И есть та Россия, которая сосредотачивается для того, что бы снова подняться с колен – Россия простых людей, Россия, уставшая от беспредела «прослоек». Согласитесь что «Россия» обезумевшего менеджера-кокаиниста и клерка-взяточника сильно отличается от России безвестного лейтенанта, воюющего в Чечне, или инженера, удерживающего из последних сил на ходу своё производство?
Герой Минаева при всей своей искушённости, инфантилен до безобразия, и тем более не может выступать от имени всего своего поколения. При этом он не вызывает и капли жалости – это его выбор, и он выбрал быть ничтожеством, правда, с претензиями – но всё таки ничтожеством. Сама же книга, наряду с писаниями мадам Робски, должна быть в домашней библиотеке любого патриота, ибо, думаю, придёт время, когда мы должны будем рассказать своим детям о том, в силу каких причин всё случилось, так как случилось, и почему гримасы Истории надо воспринимать спокойно, без особой жалости к героическим строителям трассы Салехард - Нарьян-Мар…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments